Письменные источники вместе с археологическими находками предоставляют весьма ценную информацию о шелководстве и шелкоткачестве, которые имели место в Китае в древности. Например, на бронзовых сосудах, датируемых периодом Чэканьго, ровно, как и на барельефах и даже на настенных росписях времен эпохи Хань имеются тутовые деревья. Они достаточно высокие для того, чтобы на них нужно было влезать сборщикам листьев. А более низкие, высота которых немного превышает рост человека, с очень густой листвой и пышной кроной.
Наземная шелковица
Именно такие в письменных источниках носили название «луской шелковицы» или «наземной шелковицы». Данный вид тутов мог похвастать пышной листвой, а потому с них было на порядок легче срывать листья, чтобы кормить ими шелковичных червей. Столь широкая популяризация «луских шелковиц» в Китае во времена династии Хань и способствовала заметному улучшению пород шелкопрядов, а также получению шелка куда более высокого, можно сказать, превосходного качества.
По данным из полученных письменных источников, которые сумел собрать Сунн Юйтан, шелковицы, как правило, садили в пустынях или на межах полей, а также перед домами. Третий месяц в соответствии с лунным календарем носил название «шелкопрядный месяц», он характеризовался началом работ по вскармливанию шелкопрядов. В его первый день все женщины от мала и до стара, промывали грену чистейшей водой, после чего помещали ее в теплый «шелковичный домин».
Чтобы гусеницы быстрее появлялись, грену также поливали отваром растений. Нужно было соблюдать в «шелковичном домике» определенную температуру, а также тишину. Его обязательно содержали в чистоте, регулярно проветривали, но, при этом, не допускали слишком сильного движения воздушных масс. Грена изначально находилась в кормушке. В прошествии примерно 20-22 дней гусеницы постепенно начинали окукливаться. Далее их помещали в специфические решета, которые ставились на деревянные стеллажи. Потом коконы обваривали кипятком, чтобы размотать из них нить.
В результате описанного выше ряда операций вымывался частично серицин, а само волокно оставалось нетронутым. Оно достигало 700-1000 метров в длину. На прядильных колесах волокна между собой соединялись в единую нить. Современные ученные установили, что нити ворсовой полихромной ткани Мавандуй составлены на основе волокон, сделанных из с 10,13 или даже 17 коконов.
Случалось и так, что нити в целях утолщения повторно сращивались. В отличие от разных волокон, как растительного, так и животного происхождения, все шелковые нити из коконов одомашненных червей не нуждаются в скручивании. Очень важные данные про подготовку шелковых нитей дали нам изображения, нанесенные на барельефы периода Восточной Хань. Там довольно подробно можно рассмотреть процесс наматывания нитей на катушки, а также их последующее тростение.
В провинции Шаньдун есть три особенно ценных барельефа. Там изображена ткачиха, которая наматывает на катушку нить. Перед ней, прямо на земле расположено мотовило. Нить направлена вверх, проходит через крючок и потом идет вниз – к ткачихе, та левой рукой направляет нить на катушку, которую держит в правой руке.